Дзеффирелли: Паяцы

Franco Zeffirelli: I Pagliacci

История ревности и страсти в бродячем театре южной Италии глазами киноклассика

Постановка

Канио (Паяц) – Пласидо Доминго
Недда (Коломбина) – Тереза Стратас
Тонио (Таддео) – Хуан Понс
Режиссёр – Франко Дзеффирелли
Дирижёр – Жорж Претр
Художник по костюмам – Анна Анни
Художник-постановщик – Джанни Куаранта

Описание

Калабрия, XIX век. Канио, предводитель труппы бродячих артистов, предупреждает свою жену Недду, что если уличит её в неверности, ей придётся горько об этом пожалеть. Недда отвергает ухаживания актёра Тонио, но тому удаётся подслушать, что Недда и её любовник Сильвио собираются сбежать вместе...

Оперу «Паяцы» часто называют одним из лучших образцов веризма. Утверждается, что сюжет даже основан на реальном происшествии: отцу Леонкавалло, судье, однажды пришлось разбирать дело бродячего артиста, который в приступе ревности зарезал свою жену прямо после спектакля.

«Паяцев» часто исполняют вместе с одноактной оперой Масканьи «Сельская честь», к которой «Паяцы» близки и по тематике, и по музыкальному решению. Обе оперы тесно связаны с именем великого режиссёра Франко Дзеффирелли, который экранизировал их с выразительностью, изяществом и элегантностью. И в «Паяцах», завоевавших премию «Эмми», и в «Сельской чести» снялся звёздный тенор Пласидо Доминго.

Краткое содержание


Пролог
Клоун Тонио выходит на авансцену и обращается к слушателям. Он говорит, что они сейчас увидят правдивую историю из жизни, и что актёры наделены чувствами и страстями, как и все люди.

Действие I
Та же деревушка, 1849 г. Прибывают странствующие артисты, и Канио, хозяин труппы, объявляет собравшимся, что вечером будет представление. Один из крестьян шутит, что Тонио, должно быть, тайно ухаживает за Неддой, женой Канио. Канио хмурится: сцена и жизнь – вещи разные, и несдобровать тому, кто позарится на его жену!

Все уходят в таверну, и Недда остаётся одна. Её беспокоит ревность мужа, и она завидует пташкам: как они свободны! Появляется Тонио и признаётся Недде в любви. Когда он пробует к ней приблизиться, она отталкивает его. Оскорблённый Тонио жаждет отомстить.

У Недды действительно есть любовник – молодой крестьянин Сильвио. Влюблённые говорят о своих чувствах  и решают убежать вместе. Тонио, услышавший окончание беседы, зовёт Канио, но Сильвио удаётся сбежать неузнанным. Канио угрожает Недде, но та отказывается назвать имя своего любовника. Беппо, ещё один артист, останавливает Канио, а Тонио советует подождать окончания представления и поймать негодяя потом. Канио в одиночестве изливает своё отчаяние: он должен веселить людей, хотя у него самого разрывается сердце.

Действие II
Публика собирается на представление. В толпе стоит и Сильвио. Беппо играет Арлекина, который поёт серенаду Коломбине – её играет Недда. Любовники замышляют избавиться от мужа Коломбины, Паяца, которого играет Канио. Когда Паяц неожиданно появляется, Арлекин исчезает. Таддео, слуга Коломбины, которого играет Тонио, насмешливо уверяет Паяца, что жена ему не изменяла, и в Канио пробуждается настоящая ревность. Забыв о роли и о подмостках, он свирепо требует от жены, чтобы она назвала имя своего любовника. Недда пытается продолжать играть, и зрители заворожены реализмом происходящего. Наконец Канио не выдерживает и в приступе ярости ударяет ножом сначала Недду, а затем Сильвио, бросившегося ей на помощь. Тонио поворачивается к ошеломлённым зрителям и говорит: «Комедия окончена!».

Расписание

21 мая 2025, среда, 19:00
Московский концертный зал «Зарядье»

Хронометраж

1 ч. 12 мин.

Язык

Показы в записи: итальянский, русские субтитры

12+