Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времён

Currentzis: Bluebeard's Castle & De Temporum Fine Comoedia

Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис с необычной программой – совместной постановкой двух произведений, которые кажутся полной противоположностью

Постановка

Герцог Синяя Борода – Мика Карес
Юдит, жена герцога Синяя Борода – Аушрине Стундите
Пролог – Хелена Раскер
Первая Сивилла («Мистерия») – Надежда Павлова
Вторая Сивилла («Мистерия») – Елизавета Свешникова
Третья Сивилла («Мистерия») – Фрэнсис Паппас
Сивилла («Мистерия») – Таксиархула Канати
Сивилла («Мистерия») – Ирини Циракидис
Люцифер («Мистерия») – Кристиан Рейнер
Анахорет («Мистерия») – Геро Нифельштайн
Дирижёр – Теодор Курентзис
Солисты хора musicAeterna – 
Либретто (Замок Синей Бороды) – Бела Балаж
Либретто (Мистерия на конец времен) – Карл Орф
Постановка, декорации, костюмы и свет – Ромео Кастеллуччи
Хореография – Синди ван Акер
– Молодёжный оркестр имени Густава Малера
Хор musicAeterna – Виталий Полонский
Зальцбургский Баховский хор – хормейстер Бенджамин Хартман
Детский хор Зальцбургского фестиваля и театра – хормейстер Вольфганг Гётц

Описание

Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис возвращаются в Зальцбург с необычной программой: совместной постановкой «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Мистерии на конец времён» Карла Орфа – двух произведений, которые на первый взгляд кажутся полностью противоположными друг другу.

Шедевр музыкального театра начала XX века, опера «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст венгерского драматурга Белы Балажа. Сюжет о Синей Бороде заимствован из сказки Шарля Перро – вельможа-женоубийца запрещает своей излишне любопытной последней жене заглядывать в комнату, где спрятаны тела предыдущих жертв. Опера Бартока представляет эту историю как диалог между двумя героями, Синей Бородой и Юдит, и драма развивается через духовное и эмоциональное противостояние. «Где находится сцена, внутри или снаружи?» – задаёт вопрос опера, приглашая зрителя к размышлению о загадочной природе театра как преломлённого отражения реальности.

На Зальцбургском фестивале опера «Замок герцога Синяя Борода» поставлена как часть двойной программы в сочетании с «Мистерией на конец времён» Карла Орфа. В этом спектакле режиссёр Ромео Кастеллуччи раскрывает глубокую связь между двумя произведениями при помощи контраста между внутренним состоянием и могучими внешними проявлениями.

Сжатость действия «Замка...», отсутствие пространственно-временной привязки и атмосфера тайны свидетельствуют о том, что опера происходит полностью внутри. По контрасту, «Мистерия на конец времён» – это произведение о Страшном Суде в интерпретации субъективных религиозных представлений композитора. На то, чтобы сочинить текст на греческом, немецком и латинском языках, у Орфа ушло целых десять лет, с 1960 по 1970 год. На работу оказало огромное влияние апокалиптическое видение греческого теолога Оригена Адаманта, в котором утверждается, что в конечном счёте даже демоны получат прощение и спасение.

Опера-оратория Орфа, представленная Кастеллуччи и Курентзисом на зальцбургской сцене впервые со дня своей премьеры в 1973 году, поражает зрителя первобытной, стихийной мощью. Такой эффект достигается в том числе настойчивым повторением ритмического рисунка в музыке, подчёркнутым массовыми хореографическими сценами Синди ван Акер. Атмосфера же, пронизывающая оперу «Замок герцога Синяя Борода» представляет собой диаметральную противоположность: Кастеллуччи отвечает на сдержанную камерность внутренней драмы тем, что смещает фокус внимания на перспективу Юдит – и на травму, которую раскрывает этот «театр психики».

В противопоставлении этих двух произведений, в контрасте между внутренним состоянием и внешними проявлениями невероятной мощи кроется их глубокое родство – Судный День наступает словно бы и для Юдит, как будто она сама совершила грех…

Елизавета СВЕШНИКОВА и Виталий ПОЛОНСКИЙ представляют премьеру оперного диптиха Теодора КУРЕНТЗИСА в Доме Радио в Санкт-Петербурге

Исследователь музыкального театра МАРИЯ АНДРЮЩЕНКО представила премьеру на большом экране оперного диптиха «Замок герцога Синяя Борода» и «Мистерия на конец времен» в московском кинотеатре Иллюзион

Краткое содержание


Замок герцога Синяя Борода
Юдит оставила своих родителей и любившего её мужчину, чтобы выйти замуж за герцога Синяя Борода. Он приводит её в свой тёмный, лишённый окон замок; это каменное строение, но в то же время живая сущность, которая плачет, стонет и содрогается. В замке имеются семь дверей. Молодая жена стремится узнать, что скрыто в каждой из запретных комнат, желая наполнить их теплом и светом. Синяя Борода пытается её разубедить, но Юдит требует ключи и открывает одну комнату за другой. Там её взору предстают пыточные инструменты, оружие, сокровища, драгоценные камни, сад – и везде зловещие следы крови. Наконец за седьмой дверью она видит роскошно одетых предыдущих жён Синей Бороды: это супруги Зари, Полудня и Заката. Облачённая в драгоценные камни и вытканный звёздами плащ, Юдит становится последней женой – женой Ночи.

Мистерия на конец времён
В первой части Мистерии девять сивилл возвещают о грядущем конце света и вечном проклятии для тех, кто отринул Бога. Во второй части пророчеству решительно возражают девять анахоретов: учёные отшельники осознали, что конец света должен предстать не как триумф карающего Бога, а как растворение Зла в Божественном. Искупление всех грехов и возвращение всего сущего к Богу достигает кульминации в третьей части с преображением Люцифера в светоносную сущность, которой он когда-то был. Падший ангел умоляет о прощении словами блудного сына из притчи: «Pater peccavi – Отче! я согрешил».