На Зальцбургском фестивале-2021 оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил последние симфонии Вольфганга Амадея Моцарта, №40 K. 550 и №41 K. 551 «Юпитер». Две вершины симфонического творчества Моцарта связаны между собой: классик писал симфонии №№ 39-41 в один короткий период, всего за несколько плодотворных недель 1788 года.
Дирижер и историк Николаус Арнонкур полагает, что все три симфонии Моцарта представляют собой самостоятельные части единого целого – именно поэтому у лирико-драматической 40-й симфонии нет традиционного вступления, а у эпичной 41-й такой грандиозный, тематически насыщенный финал. 40-я симфония с ее трепетной первой частью и мятущимся финалом воспринимается как предвестница романтизма. 41-я – монументальная, оптимистичная, героическая – отсылает слушателя к симфонизму Бетховена и воплощает классицистические идеалы в музыкальном искусстве.
В концерте к двум симфониям – двум сторонам непостижимого моцартовского гения – примыкают сочинения, близкие к ним по духу и времени создания: оркестровая «Масонская траурная музыка» до минор, речитатив и ария Донны Анны из финала оперы «Дон Жуан» и хор из духовной кантаты Davide penitente, созданной в 1785 году.
Краткое содержание
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) Хор Alzai le flebili voci al Signor («Голосом моим к Господу воззвал я»): № 1 из кантаты Davide penitente, K. 469 (1785)
Симфония № 40, К. 550 (1788)
«Масонская траурная музыка» K. 477 (1785)
Симфония № 41 «Юпитер», К. 551 (1788)
Речитатив и ария Донны Анны Non mi dir («Не говори мне»): № 23 из второго акта, пятой сцены оперы «Дон Жуан», K. 527 (1787)