Режиссер – Петер Конвичный
Дирижер – Лео Хуссейн
Сценография и костюмы – Йоханнес Лайакер
Художник по свету – Гвидо Петцольд
Петер Конвичный всегда любил вправлять мозги публике. В «Гибели богов» в Штутгарте он в финальном монологе Брунгильды держал сцену пустой и являл на экране текст написанных Вагнером длинных ремарок. В Большом театре в «Летучем голландце» он устраивал финальный взрыв от руки Сенты, и завершающая музыка шла уже не из оркестра, а из «радио». В спектакле Театра ан дер Вин Николь Шевалье, прославившаяся как Виолетта в «Травиате» Бенедикта фон Петера, жившая на протяжении всего спектакля в строгом и страшном одиночестве на сцене, демонстрирует свое актерское мастерство тем, что превращается из весьма разбитной и вульгарной торговки телом в стыдливую и стеснительную барышню, не снимая блескучего вечериночного платья, прячась под заурядным плащиком. Остальные больше функции, чем люди. Йозеф Вагнер в роли Атанаэля несколько монотонен в своём стремлении обуздать чувственность героини, но веришь ему больше всего, когда он, действуя по контрасту, насилует её, закрывая лицо рукой, дабы не оскоромиться внутренне. В вальяжном Роберто Сакка в роли молодого философа Никия с трудом узнаешь былого премьера, певшего в том же театре Орфея в опере Гайдна «Душа философа» под руководством великого Николауса Арнонкура и с участием Чечилии Бартоли. Сцена вакханалии в Александрии поставлена с большим размахом, а взаимопостижение заскорузлого монаха и остепенившейся блудницы в третьем акте доведено до крайних степеней. Дирижёр Лео Хуссейн придаёт музыке Массне симпатичные современные очертания.
АЛЕКСЕЙ ПАРИН об опере ТАИС — ТЕАТР АН ДЕР ВИН
Монах Атанаэль живёт в уединённом монастыре в пустыне вместе с другими аскетами, отринувшими все мирские помыслы и желания. Но Атанаэлю этого недостаточно: он честолюбив и стремится обращать других к вере. Больше всего он хочет привести к Богу самую знаменитую в Египте куртизанку – Таис. Атанаэль отправляется в Александрию, где родился и вырос, и там встречает Никия, своего друга детства, с которым они в юности делили приключения и мирские удовольствия. Но однажды Атанаэль услышал зов Бога и отринул греховную жизнь. Никий же остался в миру и стал весьма успешен: накопил большие богатства и может себе позволить содержать самую дорогую куртизанку – это как раз Таис. Атанаэль, несмотря на отвращение к распутной жизни своего былого друга, принимает его приглашение на пир, чтобы познакомиться там с Таис. Ему удаётся вовлечь куртизанку в беседу и поведать ей о своей миссии. Таис только смеётся, но потом, оставшись одна, осознаёт, что устала от такой жизни и боится старости. Атанаэль не прекращает попыток обратить её. Когда он снова говорит с ней о Божьей любви и презрении к делам плоти, Таис задумывается. В конце концов она видит в его идеях шанс на новую жизнь и соглашается пойти с ним в монастырь. Гедонисты-поклонники Таис пытаются ей помешать, но Никий, несмотря на своё огорчение, помогает: он отвлекает толпу деньгами и даёт Атанаэлю с Таис возможность ускользнуть.
Чтобы дойти до монастыря, Атанаэлю и Таис предстоит пересечь пустыню. Силы изменяют куртизанке, и она падает. В этот миг Атанаэль осознаёт, что любит Таис – душой и телом. Теперь фанатичное отречение от любви и чувственности кажется ему ошибкой. Атанаэль признаётся Таис в своих чувствах и умоляет её о любви. Но уже поздно – Таис умирает. Она твёрдо верит в то, что пообещал ей Атанаэль – что она найдёт спасение в Боге. Она видит себя на небесах, а Атанаэль продолжает молить её о любви. Таис умирает, не слыша и не понимая его слов, поглощённая видением райского блаженства.