«Свадьба Фигаро» – одно из самых известных оперных произведений. Брамс называл эту оперу «чудом», а ария Графини считается одной из самых глубоких и трогательных музыкальных страниц в оперном мире. Выбрав в качестве основы либретто скандальную комедию Бомарше, Моцарт и Да Понте обеспечили себе гарантированный успех. Император Иосиф II даже запретил эту пьесу к постановке в 1785 году в Венском театре. Быть может, она слишком явно подчёркивала противоречия уже клонящегося к закату режима, которому после Французской революции суждено было пасть? Новая постановка Ниши Джонс сохраняет дух пьесы Бомарше, и с юмором и лукавством демонстрирует человеческие взаимоотношения на фоне мира, где реальность и вымысел до такой степени перемешаны, что в какой-то момент Граф спрашивает: «Мы что, в комедии?».
Действие I
Замок Агуас Фрескас. Фигаро, слуга графа Альмавивы, собирается жениться на Сюзанне, горничной графини. Но вокруг подготовки к свадьбе плетутся интриги и строятся козни. Граф, ветреный супруг, хочет соблазнить Сюзанну и мечтает о восстановлении «права первой ночи». Ему помогает беспринципный Базилио, учитель музыки. Марцелина, домоправительница замка, ссудила Фигаро денег в обмен на обещание на ней жениться и хочет принудить его к этому с помощью доктора Бартоло, старого ненавистника Фигаро. Жизнерадостный и лукавый паж Керубино влюблён во всех женщин замка, но особенно в Графиню, свою «прекрасную крёстную». Граф застаёт его с Барбариной, дочерью садовника, и выдворяет из замка. Керубино упрашивает Сюзанну замолвить за него словечко перед Графиней, но в этот момент приходит Граф полюбезничать с Сюзанной. Паж прячется за креслом. При появлении Базилио вынужден спрятаться сам Граф, но, услышав о страсти Керубино к Графине, Граф выходит из укрытия. Пажа скоро обнаруживают. Граф вручает ему офицерский патент и приказывает немедленно отправляться в полк.
Действие II
Графиня, к которой охладел супруг, готова помочь Фигаро и Сюзанне пожениться и разрушить планы Графа. Они хотят отправить Графу анонимную записку и пригласить его на свидание, а потом отправить туда вместо Сюзанны переодетого девушкой пажа. В покоях Графини паж исполняет романс, затем его переодевают в женское платье. Неожиданно является ревнивый Граф, и Керубино выпрыгивает в окно. Взбешённый Граф врывается в покои жены, но обнаруживает там всего лишь Сюзанну. И всё закончилось бы благополучно, если бы не садовник Антонио, который видел, как Керубино выпрыгнул из окна и помял при этом клумбы. Граф считает, что его обманули. Приходят Марцелина, Бартоло и Базилио, и граф в отместку обещает Марцелине проследить за выполнением условия: Фигаро должен будет на ней жениться.
Действие III
Сюзанна делает вид, что согласна пойти на свидание с Графом, но слишком громко выражает свою радость по поводу удавшейся уловки. Граф это слышит, и оскорблённая гордость ещё сильнее побуждает его встать на сторону Марцелины. Приходит нотариус Дон Курцио и постановляет, что если Фигаро не может выплатить Марцелине долг, то он обязан на ней жениться. Однако внезапно выясняется, что Фигаро – не кто иной, как пропавший сын Марцелины и Бартоло.
Графиня, ожидая Сюзанну, грустно размышляет о своей утраченной любви. Приходит Сюзанна. Они с Графиней пишут записку Графу, назначив ему время и место свидания. Но вместо Сюзанны туда придёт переодетая в её одежду Графиня.
Группа молодых крестьянок преподносит графине цветы, и среди них – переодетый девушкой Керубино без маски. Граф в ярости, но вынужден смирить свой гнев, так как начинаются свадебные празднества. В разгар веселья Сюзанна передаёт Графу записку, продиктованную Графиней.
Действие IV
Барбарина случайно открывает ничего не подозревающему Фигаро, что у Графа с Сюзанной назначено свидание в саду. Встревоженный Фигаро прячется и наблюдает. Он видит Графиню и Сюзанну, которые поменялись платьями. Темнота и переодевания влекут за собой массу недоразумений; поцелуи, пощёчины и замечания попадают не по адресам. Керубино принимает Графиню за Сюзанну; затем Граф признаётся той, кого принял за горничную, а Фигаро падает к ногам той, которую посчитал Графиней. Граф, решив, что супруга ему изменила, в ярости зовёт слуг. К своему крайнему изумлению, он обнаруживает, что Фигаро был с Сюзанной, а он обращал страстные признания в любви к собственной жене. Все сбрасывают маски, и этот «безумный день» завершается прощением настоящей Графини.