Мартин Кушей: Дон Жуан

Martin Kušej: Don Giovanni

История великого соблазнителя как синоним консьюмеризма: нестандартный взгляд Мартина Кушея на архетипического героя

Постановка

Дон Жуан – Томас Хэмпсон
Донна Эльвира – Мелани Динер
Донна Анна – Кристина Шефер
Дон Оттавио – Пётр Бечала
Лепорелло – Ильдебрандо д’Арканджело
Церлина – Изабель Байракдарян
Мазетто – Лука Пизарони
Командор – Роберт Ллойд
Режиссёр – Мартин Кушей
Дирижёр – Дэниел Хардинг
Художник-постановщик – Мартин Цеетгрубер
Художник по костюмам – Хайди Кастлер
Художник по свету – Райнхард Трауб
Режиссёр киноверсии – Карина Фибих

Описание

Полное название этой оперы, которую нередко считают лучшим образцом своего жанра – «Дон Жуан, или Наказанный распутник». К счастью, теперь её чаще знают просто как «Дон Жуана», и это название, несомненно, больше соответствует опере, где главный герой – выдающийся соблазнитель, весёлый либертин, презирающий социальные нормы. Именно этот герой интересовал Моцарта, а вовсе не наказание порока, чего требовали мораль и жанровые условности конца XVIII века.

«Дон Жуан», также на либретто Лоренцо Да Понте (автора либретто к «Фигаро» и «Так поступают все женщины») был написан для Праги после ошеломительного успеха, который там имел «Фигаро». Премьера оперы состоялась 29 октября 1787 года. Идеальное слияние оперы-буффа и оперы-сериа в «Дон Жуане» подчёркнуто подзаголовком «dramma giocoso», или «весёлая драма». Нравоучительный сюжет об убийстве, сексуальной эксплуатации и предательстве смягчается комическими элементами, придающими всему произведению человечность и теплоту.

Главный герой в исполнении баритона Томаса Хэмпсона – который, кстати, в своё время получил международное признание именно в партии Дон Жуана под руководством Николауса Арнонкура в 1987 году, – предстаёт зрителю в образе стареющего ловеласа и искушённого анархиста, который успел увидеть и испытать уже всё на свете. Ильдебрандо д’Арканджело играет его слугу Лепорелло как проницательного наблюдателя, без излишней клоунады. Мелани Динер ослепительна в партии Донны Эльвиры, а харизматичные Кристина Шефер и Пётр Бечала бесподобно поют Донну Анну и Дона Оттавио.

В интерпретации режиссёра Мартина Кушея Дон Жуан представлен как дитя современного общества потребления – мужчина, который приобретает женщин, использует их и избавляется после потребления.  Счастье можно купить на время, но призрак возмездия всё время маячит на горизонте, что и демонстрируется «живой картиной» пресыщенных и сломленных гедонистов из высшего общества. Венские филармоники под руководством маэстро Дэниэла Хардинга соткали свежее, прозрачное и изысканное музыкальное полотно, где подчёркнуты как все нюансы страсти и отчаяния, так и все оттенки остроумия и человечности, благодаря которым «Дон Жуан» остаётся таким непревзойдённым шедевром.

Ролик ВКонтакте

Расписание


Хронометраж

3 ч. 1 мин.предварительно

Язык

Показы в записи: итальянский, русские субтитры

18+