Курентзис: Пассажирка

Currentzis: The Passenger

Теодор Курентзис и Венский симфонический оркестр – в первой сценической постановке оперы Вайнберга о фашистском концлагере

Постановка

Лиза – Мишель Бридт
Вальтер – Роберто Сакка
Марта – Елена Келессиди
Тадеуш – Артур Ручиньский
Катя – Светлана Донева
Кристина – Анжелика Войе
Власта – Эльжбета Вроблевска
Ханна – Агнешка Релис
Иветт – Талия Ор
Дирижёр – Теодор Курентзис
Режиссёр-постановщик – Дэвид Паунтни
Либретто – Александр Медведев
Режиссёр киноверсии – Феликс Брайзах

Описание

Продолжая свою традицию продвижения малоизвестных опер XX века, в 2010 году Брегенцский фестиваль с огромным успехом осуществил первую в мире сценическую постановку оперы польско-советского композитора Мечислава Вайнберга «Пассажирка». Положительные рецензии от всех мировых критиков, аншлаг на всех спектаклях – это был настоящий хит фестиваля.

Опера рассказывает о случайной встрече на океанском лайнере через 15 лет после войны Лизы, бывшей надзирательницы концлагеря, с одной из её бывших заключённых, Мартой. Лиза плывёт в Южную Америку с мужем, немецким дипломатом, который ничего не знает о прошлом своей жены. Лиза и Марта, оказавшись на одном корабле, вынужденно сталкиваются, и картины ужасного прошлого оживают перед ними.

Уроженец Варшавы, Вайнберг (1919-1996) после нападения Германии на Польшу бежал в СССР; вся его семья погибла в концентрационном лагере. На протяжении карьеры Вайнберга как композитора на него оказал немалое влияние Дмитрий Шостакович, его друг и учитель. Написанная в 1967-68 гг. по одноимённой новелле Зофьи Посмыш, опера «Пассажирка» из-за своей спорной тематики не могла быть поставлена в Советском Союзе при жизни композитора. На Брегенцском фестивале в 2010 году была осуществлена первая её сценическая постановка.

Многогранная музыка Вайнберга сочетает в себе лирические мотивы народных песен и джазовые ритмы, вальсы и мелодии, напоминающие саундтрек к фильму. За яркое музыкальное воплощение оперы в Брегенце отвечают Венский симфонический оркестр под руководством Теодора Курентзиса, а также Мишель Бредт и Елена Келессиди в партиях Лизы и Марты соответственно. Лондонская газета «The Telegraph» высоко оценила «захватывающее драматическое крещендо и потрясающие моменты истины» в «Пассажирке», которым способствовала постановка Дэвида Паунтни, сосредоточенная вокруг двухуровневой сценографии Йохана Энгельса, которая изображает океанский лайнер наверху и концлагерь – внизу. Постановка является совместным проектом Большого театра Варшавы, Английской национальной оперы и Королевского театра Мадрида. «Грандиозная, захватывающая… триумфальное открытие» (Frankfurter allgemeine Zeitung).

Краткое содержание


I акт
Начало 1960-х годов, океанский лайнер. На сцене находится хор, который по ходу спектакля представляет то заключённых, то пассажиров, то немецких офицеров, то — обычных зрителей из другого времени.

Картина 1. Вальтер, немецкий дипломат, и его молодая жена Лиза плывут в Бразилию, где Вальтер должен вступить в новую должность. Вдруг Лиза видит пассажирку, которую, как ей кажется, она знала раньше. Но Лиза уверена, что эта девушка давно мертва. В состоянии глубокого шока Лиза впервые говорит мужу, что во время войны была надзирательницей СС в лагере в Освенциме. Во время разговора они ссорятся.

Картина 2. Лагерь в Освенциме. Здесь мы узнаем, что «пассажирка» — Марта, молодая польская заключённая. Надзирательница Лиза Франц выделяет Марту из круга других заключённых, так как думает, что та поможет ей лучше контролировать других узников.

Картина 3. В женской части казармы находятся заключённые со всех частей Европы, попавшие в этот космополитический ад. Катю, русскую партизанку из Смоленска, приводят в казарму с жестокого допроса. Одна из надзирательниц находит записку на польском языке, которая может скомпрометировать Катю. Лиза приказывает Марте прочитать записку и та хладнокровно выдаёт записку за письмо своему любимому — Тадеушу, который, как ей кажется, тоже находится в Освенциме.

На корабле Лиза и Вальтер всё же пытаются справиться с этой серьёзной проблемой, которая грозит их отношениям.

II акт.

Картина 4.
Под надзором Лизы заключённые перебирают одежду и другие вещи казнённых узников. Прибывает офицер, требуя найти скрипку. У коменданта лагеря будет концерт, во время которого один из заключённых должен сыграть любимый вальс коменданта. Лиза находит скрипку, но потом офицер решает, что музыканту-заключённому лучше выбрать скрипку самостоятельно. Заключённым оказывается Тадеуш. Марта и Тадеуш видят и узнают друг друга, но им мешает Лиза. Надзирательница разрешает им поговорить дольше, рассчитывая сыграть на этом в дальнейшем.

Картина 5. Лиза оскорбляет Тадеуша в мастерской, где тот делает серебряные украшения по заказу офицеров СС. На одном из украшений — Мадонна, но Лиза узнает в женском изображении Марту. Лиза предлагает Тадеушу встретиться с Мартой, но он колеблется. Он не хочет остаться должным Лизе.

Картина 6. В женских бараках узницы поздравляют Марту с днём рождения. Она поёт песню о влюблённости в смерть. Лиза прерывает Марту и пытается спровоцировать, рассказав, что Тадеуш отказался от возможности увидеться с ней. Марта остается спокойной — она уверена, что решение Тадеуша правильно.

Иветта, француженка, пытается научить русскую старушку французским словам. Катя поет песню о России. Внезапно врываются надзиратели — время «отбора». Зачитывается список с номерами и заключённых одну за другой уводят. Лиза успокаивает Марту, что её время ещё не пришло — она позаботится, чтобы Марта присутствовала на концерте Тадеуша.

Картина 7. На корабле Вальтер и Лиза приходят к решению, что даже если «пассажирка» и есть Марта, то они всё равно вынуждены смириться с этим. Пара решает пойти на танцы в салон. Но в момент, когда по просьбе «пассажирки» корабельный оркестр начинает играть «любимый вальс коменданта», Лиза пугается до смерти.

Картина 8. Лагерь в Освенциме. На концерт собираются офицеры и заключённые. Тадеуш должен играть вальс, но он решает исполнить совсем другое произведение — «Чакону» Баха. Сцена обрывается на высокой ноте, когда офицеры разбивают скрипку Тадеуша, стаскивают его со сцены и забивают до смерти.

Эпилог. Марта вспоминает о прошлом и страстно желает, чтобы никто из пострадавших не был забыт.

Расписание

30 марта 2025, воскресенье, 15:00
Ленфильм

Спектакль представит:
Елена Истратова, Музыковед, музыкальный критик


Хронометраж

2 ч. 51 мин.с одним антрактом

Язык

Показы в записи: немецкий, польский, русский, французский, чешский, идиш, английский, русские субтитры

18+