Саул, царь Израиля – Флориан Бёш
Мерова, принцесса Израиля – Анна Прохазка
Мелхола, принцесса Израиля – Джулия Семенцато
Давид – Джейк Ардитти
Ионафан, сын Саула – Руперт Чарльзуорт
Для немецкого режиссера Клауса Гута любая самая старинная, обросшая легендами история без труда находит себе место внутри переплетений судеб из дня сегодняшнего. Иудейский царь Саул уже немолод и потерял свою былую силу. Юный пастух Давид ударом из пращи убивает великана Голиафа и приносит иудеям победу. Рождается новый герой – и это повергает Саула в ужас и в ярость. Тем более что этот Давид еще и похож статью и энергетикой на знаменитого флорентийского микеланджеловского супергероя – английский контратенор Джейк Ардитти поёт нежно, по-английски, но актёрски создает поначалу мощный образ цельного, пышущего позитивом, просветлённого праведника. К нему тянутся дети Саула, тянутся и духовно, и чувственно – один из эпизодов спектакля являет нам любовный квартет в тесном телесном переплетении. Царевич-джентльмен Ионафан (Руперт Чарлзуорт), полная сладострастия и высокомерия Мерова (Анна Прохазка) и «тургеневская барышня» Мелхола (Джулия Семенцато) как будто бы ищут в эротическом соединении с Давидом просветления и экстаза. Хор, играющий в этой оратории важную роль (яростно отдающийся действию Хор имени Арнольда Шёнберга), превращён режиссёром в вопрошающий и оценивающий хор из греческой трагедии. Работа дирижёра Кристофера Мулдса, знакомого нам по его работам в Большом театре, выше всяких похвал – его виртуозность впрямую направлена на вскрытие «тайных смыслов». Весь спектакль производит впечатление пылкого и выверенного артхаусного фильма.
АЛЕКСЕЙ ПАРИН об опере САУЛ — ТЕАТР АН ДЕР ВИН
Акт 1
Израильтяне возносят свой голос в величественном благодарении Богу, ибо молодой воин Давид убил филистимлянина – великана Голиафа. При дворе царя Саула, когда-то самого могущественного воина, весь народ прославляет героя Давида. Сын Саула, Ионафан клянется в вечной преданности Давиду, но две дочери Саула испытывают противоположные эмоции: Мелхола к социальному неполноценному человеку, и это чувство только усиливается, когда Саул предлагает ее замуж за Давида. Группа молодых израильтянок возносят дань Давиду. Царь Саул в ярости от того, как восхваляют Давида. Не в силах сдержать гнев, он приказывает Ионафану убить Давида.
Акт 2
Народ Израиля размышляет о разрушительной силе зависти. Ионафан умоляет Саула о деле Давида, который, кажется, уступает. Саул просит Ионафана вернуть Давида в суд и обещает, что Мелхола станет невестой Давида, хотя Саул ожидает смерти Давида в битве. Давид и Мелхола выражают взаимную любовь, но Давид сообщает, что гнев Саула не уменьшился и что Саул в отчаянии метнул в него копье, которое пролетело рядом с его головой. Саул снова вызывает Давида в суд, поскольку и Мелхола, и Мерова выражают свою веру в то, что Бог защитит Давида. Ионафан пытается объяснить Саулу, почему Давид не ответил на его призыв. Саул злится на Давида и Ионафана.
Акт 3
В отчаянии, хотя и осознавая, что это незаконно, Саул просит Эндорскую ведьму вызвать призрак пророка Самуила. На просьбу о совете призрак Самуила напоминает Саулу, что однажды предсказал его гибель из-за того, что тот пощадил царя амаликитян, которого Самуил приказал убить. Он предсказывает, что Давид унаследует царство Израильское, когда Саул и его сыновья умрут в битве на следующий день.
Давид узнает от амаликитянина о гибели Саула и Ионафана от рук амаликитян, и Давид приказывает убить амаликитянина. После похоронного марша по погибшим израильтянам Мерова, Давид и Мелхола по очереди выражают свое горе, особенно по поводу потери Ионафана. Первосвященник предсказывает, что Давид одержит будущие победы, и израильтяне убеждают его восстановить их царство.