Музыкальное руководство постановкой осуществил немецкий дирижёр Кристиан Тилеманн, один из наиболее известных современных интерпретаторов Вагнера и Штрауса, и неудивительно, что отголоски работ этих композиторов в партитуре Хумпердинка представляют для него особенный интерес. Как выразился Opera magazine: «Он тонко и изящно подчеркнул все эти моменты, вдохновив оркестр Венской оперы играть энергично, увлечённо и элегантно».
Другие отзывы были не менее хвалебными, отмечая как «великолепную и отточенную игру оркестра» (Frankfurter Allgemeine Zeitung), так и Тилеманна с его «неизменно плавной мелодической линией… лёгкостью и прозрачностью, которая позволяет этой благородной музыке сиять сотней оттенков». В общем и целом, весь спектакль, был «исключительным с музыкальной точки зрения… звуковое чудо в миниатюре» (Wiener Zeitung).
Пролог
Лондон, Рождество около 1890 года. Викторианская семья в веселом расположении духа собралась в гостиной вокруг рождественской елки. Отец приводит всех в восхищение загадочным новомодным прибором, Волшебным фонарем, который проецирует на стену всевозможные незнакомые и чудесные изображения, одновременно открывая дверь в неизведанный сказочный мир ...
1-й акт
Вместо того чтобы выполнять порученную им работу, мучимые голодом брат и сестра Гензель и Гретель проводят время в своей бедной хижине в танцах и пении. В радостном предвкушении они ожидают вечера и возвращения домой родителей, ведь сегодня в кои-то веки перед сном им удастся что-нибудь поесть: дети надеются, что из молока, принесенного им в подарок соседкой, мать сварит им вкусную рисовую кашу. Однако когда мать, наконец, приходит домой, настроение детей резко ухудшается. Вне себя от ярости из-за того, что Гензель и Гретель, вместо того чтобы вязать веники и чулки, провели целый день в играх, мать бросается на детей, чтобы поколотить их. При этом она нечаянно сталкивает со стола горшочек с молоком. Хихиканье Гензель по поводу ее неловкости, осколки на полу и разлитое молоко заставляют мать потерять голову – она выгоняет детей собирать ягоды в расположенный рядом с домом лес. Оставшись одна, она сетует на бедность и голод своей семьи и засыпает от усталости. Ее будят веселые возгласы слегка подвыпившего мужа, которому сегодня на удивление удалось продать весь товар, и на вырученные деньги он купил множество самых разнообразных продуктов. Но его радость длится недолго – обеспокоенный тем, что мать отправила детей в лес одних, он рассказывает жене о злой пряничной ведьме-людоедке, живущей в Ильзенштайне, самом темном и страшном месте в лесу. Обеспокоенные родители бросаются из хижины в лес, чтобы найти и привести Гензель и Гретель домой еще до наступления темноты.
2-й акт
Пока Гензель собирает ягоды, наполняя взятую из дома корзину до самых краев, Гретель плетет венок. Счастливые из-за того, что на этот раз они выполнили поручение матери, дети увлекаются играми и забывают вовремя отправиться в обратный путь. Вдобавок к этому, сами того не замечая, они постепенно съедают все собранные ягоды. Когда объятые ужасом Гензель и Гретель пытаются снова собрать ягоды, полные страха они замечают, что в наступающих сумерках они заблудились в лесу. Появляется добрый Песочный человечек и сыпет им песок в глаза. Крепко обнявшись, Гензель и Гретель засыпают после вечерней молитвы. В прекрасном сне, в котором над ними парят 14 ангелов, к ним приходит успокаивающее предчувствие смерти и новой жизни.
На следующее утро Гензель и Гретель будит Человек-роса, и они находят пряничный домик ведьмы. Когда Гензель отламывает кусочек от пряничного домика, изнутри раздается голос ведьмы – но так как дальше не происходит ничего угрожающего, дети начинают лакомиться домиком до тех пор, пока из него не выходит ведьма. И хотя сначала она пытается сделать приветливый вид, вскоре обнаруживается ее истинное лицо: она заколдовывает Гензель и Гретель и запирает Гензель в клетку, чтобы откормить его. В предвкушении того, как она съест детей, ведьма садится на свою метлу и в величайшем восторге некоторое время летает по воздуху, сидя на метле. После прогулки верхом на метле она пытается убедить Гретель заглянуть в печь. Ее намерение толкнуть ничего не подозревающую девочку в печь, а потом испечь из нее пряник, терпит неудачу, так как Гретель, предупрежденная братом, притворяется дурочкой и просит ведьму показать ей, каким образом она должна заглянуть в печь. Ведьма нетерпеливо соглашается на предложение Гретель и наклоняется далеко в глубь печи. В этот момент Гензель и Гретель заталкивают ее внутрь и она погибает. Едва ведьма умирает, многочисленные пряничные человечки, стоящие вокруг пряничного домика, превращаются в детей. Все они когда-то попались на удочку ведьмы и в печи превратились в пряники. Но теперь чары разрушены. Гензель и Гретель гладят детей и с помощью волшебной палочки разрушают последнее колдовство: благодарные дети с ликованием пляшут вокруг своих спасителей. Спустя некоторое время родители Гензель и Гретель, которые всю ночь искали своих детей, встречают счастливую толпу. Преисполненные благодарности и радости, они поют все вместе: «В час, когда нужда гнетет, помощь нам Господь дает!»