Венская опера: Севильский цирюльник

Wiener Staatsoper: Il Barbiere di Siviglia

Яркая комедия положений, которая может похвастаться чрезвычайно талантливым составом исполнителей, виртуозов как вокала, так и актёрского мастерства

Постановка

Граф Альмавива – Хуан Диего Флорес
Фигаро – Этьен Дюпюи
Розина – Василиса Бержанская
Дон Базилио – Ильдар Абдразаков
Доктор Бартоло – Паоло Бордонья
Дирижер – Микеле Мариотти
Режиссер – Герберт Фрич
Художник – Герберт Фрич
Художник по костюмам – Виктория Бер
Художник по свету – Карстен Зандер

Описание

Новый спектакль режиссёра Герберта Фрича, поставленный в Венской опере, представляет собой «яркую комедию положений» (Der Standard) и может похвастаться чрезвычайно талантливым составом исполнителей, виртуозов как вокала, так и актёрского мастерства. В центральной партии графа Альмавивы – звезда белькантового репертуара Хуан Диего Флорес, в партии Розины – Василиса Бержанская, а роль Фигаро исполняет Этьен Дюпюи. Оркестром Венской оперы дирижирует специалист по Россини Микеле Мариотти.

Краткое содержание


Действие I
Возле дома доктора Бартоло.

Граф Альмавива и музыканты, нанятые его слугой Фиорелло, исполняют серенаду под балконом неизвестной красавицы, которой восхищается граф.

Появляется цирюльник Фигаро, бывший слуга графа. Ему известно имя предмета страсти графа: Розина. Фигаро бреет её опекуна, доктора Бартоло, и имеет доступ в дом.

На балкон выходит Розина и успевает уронить вниз письмо, пока доктор Бартоло не вмешался. В письме она просит неизвестного обожателя объясниться и заявляет о своём желании «вырваться из плена». Граф в песне представляется как Линдоро, бедный, но благородный юноша – он хочет, чтобы Розина полюбила его как человека, а не за богатство и статус.

Фигаро объясняет, что доктор Бартоло намерен жениться на Розине ради её приданого, и предлагает графу изобразить из себя солдата, расквартированного в доме доктора. Вдобавок он советует графу притвориться пьяным, чтобы отвести от себя подозрения.

В доме доктора Бартоло
Розина намерена применить все свои хитрости и уловки, чтобы заполучить Линдоро, несмотря на возражения Бартоло. Доктор Бартоло подозревает, что она сговорилась с Фигаро, и расспрашивает сначала саму Розину, потом экономку Берту, потом слугу Амброджо, но всё тщетно.

Дон Базилио, обучающий Розину музыке, рассказывает Бартоло, что в городе видели графа Альмавиву, тайного поклонника Розины. Бартоло решает заключить брак с Розиной на следующий же день. Дон Базилио предлагает опорочить графа, распространив о нём клеветнические слухи.

Фигаро подслушал этот разговор и передаёт всё Розине. Розина видела Линдоро в обществе Фигаро и интересуется, кто это. Цирюльник утверждает, что Линдоро – его кузен, который всей душой влюблён в Розину. Фигаро предлагает Розине написать Линдоро письмо – но оказывается, что она уже его написала.

Бартоло становится известно о тайной переписке Розины, и он клянётся охранять воспитанницу ещё более тщательно.

Граф, переодетый солдатом, является в дом доктора и пытается незаметно передать Розине записку. Привлечённый шумом, в дом врывается дозор и едва не арестовывает мнимого солдата. Однако графу удаётся обнаружить перед офицером свое истинное звание, и, к изумлению присутствующих, его немедленно отпускают.

Действие II
Дом доктора Бартоло

Снова появляется граф, на сей раз переодетый учителем музыки доном Алонсо. Он заявляет, что пришёл заменить заболевшего дона Базилио, и рассказывает скептически настроенному Бартоло, что остановился в той же гостинице, что и граф Альмавива, и нашёл там записку от Розины. Он показывает записку доктору и говорит, что с её помощью Розину можно будет убедить в обмане. Бартоло соглашается и зовёт Розину на урок музыки. Розина узнаёт в «доне Алонсо» своего воздыхателя Линдоро.

Приходит Фигаро, чтобы побрить доктора Бартоло. По знаку от Розины ему удаётся стянуть ключ от балконной двери.

Внезапное появление дона Базилио грозит разрушить все планы влюблённых, но граф незаметно подсовывает ему увесистый кошелёк, и дон Базилио позволяет выпроводить себя из дома.

Фигаро пытается отвлечь внимание доктора от влюблённых, но по неосторожно брошенному графом слову Бартоло распознаёт обман и выгоняет всех из дома.

Дон Базилио говорит доктору, что, по его мнению, дона Алонсо подослал граф Альмавива. Доктор Бартоло решает ускорить свадьбу и посылает за нотариусом. Затем он показывает Розине её записку как доказательство того, что Фигаро и дон Алонсо хотели выдать её за графа Альмавиву. Потрясённая Розина соглашается выйти за Бартоло и рассказывает, что Фигаро вместе с её поклонником планировали явиться в дом в полночь и увезти её.

Когда приходят Фигаро и граф, Розина, считая, что «Линдоро» – всего лишь посредник графа, отказывает ему. Альмавива признаётся, что Линдоро и граф – одно лицо. Счастью Розины нет границ.

Когда являются Базилио и нотариус, Фигаро объясняет, что это его племянница и граф Альмавива, и именно их брак следует регистрировать. Начавшему возражать дону Базилио граф предлагает перстень – или две пули из своего пистолета. Дон Базилио выбирает перстень и расписывается в брачном контракте как свидетель. Возвращается Бартоло в сопровождении нескольких солдат и требует арестовать проникших в его дом взломщиков. Но граф Альмавива открывает своё истинное лицо и показывает подписанный брачный контракт. Узнав, что приданое Розины графу не нужно и Бартоло может оставить его себе, доктор смиряется с поражением.