Брегенцский фестиваль: Вольный стрелок

Bregenz Festival: Der Freischütz

Фантасмагорическая сказка на уникальной водной сцене Боденского озера

Постановка

Агата – Никола Хиллебранд
Макс – Мауро Петер
Каспар – Кристоф Фишессер
Куно – Франц Хавлата
Анхен – Катарина Рукгабер
Килиан – Максимилиан Круммен
Оттокар – Ливиу Холендер
Самьель – Мориц фон Тройенфельс
Режиссёр-постановщик, художник-постановщик – Филипп Штёльцль
Дирижёр – Энрике Маццола
Художник по костюмам – Гезине Фёльм
Художники по свету – Филипп Штёльцль, Флориан Шмитт

Описание

«В яблочко!» – гордо написал Карл-Мария фон Вебер своему либреттисту Фридриху Кинду после триумфальной премьеры «Вольного стрелка» в 1821 году в Берлине. Это произведение, с его эмоциональной и захватывающей музыкой, скоро стало считаться образцом немецкой романтической оперы. Одна из наиболее популярных немецкоязычных опер, «Вольный стрелок» ставится на сцене Боденского озера впервые.

Это вторая совместная работа творческого дуэта художника и режиссёра-постановщика Филиппа Штёльцля и дирижёра Энрике Маццола после  имевшего феноменальный успех «Риголетто» Джузеппе Верди.

Краткое содержание


Действие происходит в Богемии после Тридцатилетней войны (в 1690 г.)

Действие первое 
Площадь в деревне с мишенью для стрельбы. Крестьянин Килиан лучше всех попадал в цель и получил кличку "стрелкового короля". Крестьяне поздравляют "короля". Общее веселье не разделяет егерь Макс: он не попал в цель и, мрачный, сидит в стороне. Килиан начинает высмеивать плохого стрелка, к нему присоединяются и крестьяне. Макс долго терпеливо переносит все шутки, но потом не выдерживает и вступает в драку. В эту минуту к толпе подходит лесничий князя Оттокара Куно и останавливает Макса. Куно, считавший Макса прекрасным стрелком, удивляется его несчастью и выражает надежду, что в завтрашнем публичном состязании в стрельбе Макс окажется победителем. Лесничий рассказывает историю этого состязания: лесник одного из предков нынешнего владетельного князя однажды подстрелил оленя, к спине которого крестьянами был привязан вор; и с тех пор, по распоряжению князя, звание лесничего предоставляется лишь тому из кандидатов, кто окажется победителем на состязании в стрельбе. Для Макса завтрашнее состязание имеет огромное значение: если он не попадёт в цель, Куно никогда не выдаст за него свою дочь Агату. Максу кажется, что его преследует злой рок, и тревожится за исход предстоящего соревнования. Появляется его товарищ егерь Каспар и злорадно смеётся над ним. Куно успокаивает Макса, советуя ему положиться на провидение. Когда все уходят, Каспар поит Макса вином, старается развлечь его песнями и уговаривает запастись волшебными пулями от призрака-охотника Самиэля. Одну из таких пуль Каспар даёт Максу, и тот с лёгкостью убивает ею орла. Макс договаривается с Каспаром о встрече в полночь в проклятом месте, называемом "волчьим оврагом". Каспар торжествует: теперь нет сомнений в том, что ему удастся отомстить отказавшей Агате.

Действие второе
Картина первая
Комната в доме лесничего Куно. Агата сидит за шитьём. Её подруга Анхен, забравшись на стул, прибивает к стене портрет какого-то предка, который падает в ту минуту, когда Макс застрелил орла. Агата находится в мрачном настроении, предчувствуя что-то недоброе. Анхен напоминает ей о предстоящей свадьбе, старается развлечь её шутками и затем уходит. Оставшись одна, Агата предаётся мечтам о Максе, молится за него и, заметив его издали, радостно идёт возлюбленному навстречу. Входят Макс и Анхен. Макс заявляет девушкам, что ему удалось застрелить оленя; олень свалился в "волчий овраг" и, несмотря на поздний час, Макс должен отправиться за ним сейчас, чтобы поутру кто-нибудь не унёс его. Девушки тщетно уговаривают Макса не ходить в полночь в проклятое место. Макс не внемлет их мольбам и, уверяя, что его влечёт туда судьба, убегает.

Картина вторая
"Волчий овраг". Каспар в ожидании Макса заключает договор с демоническим охотником Самиэлем, которому он продаёт свою жизнь. Но затем вместо себя предлагает Макса. Призрак загадочно отвечает: "Он или ты". В это время с вершины в овраг спускается Макс, его удерживает тень матери, но Самиэль вызывает призрак Агаты, и Макс после некоторого колебания сходит вниз. Макс принимается за приготовление семи волшебных пуль. Их окружают адские видения. Как только изготовлена последняя, роковая пуля, появляется призрак Самиэля, и оба егеря падают полумёртвые от ужаса на землю.

Действие третье
Картина первая
Комната Агаты. Агата молится. Мрачные предчувствия не покидают её. Девушка убита печалью. Появляется Анхен и снова старается развлечь её. Мало-помалу это ей удаётся. Анхен рассказывает подруге, как однажды её тётке являлся призрак, оказавшийся цепной собакой. Затем приходят дружки, поздравляющие Агату как невесту Макса. Но и тут не обходится без дурного предзнаменования: дружки вместо свадебного принесли по ошибке могильный венок. Весёлая Анхен не перестаёт шутить, стараясь отвлечь внимание Агаты от этого печального случая.

Картина вторая
Глухой лес. Проходят охотники с весёлой песней. Среди них Макс и Каспар. У Макса осталась только одна пуля, и он просит ещё одну у Каспара. Но тот отказывает ему в этом и убивает своей шестой пулей лисицу. Таким образом для предстоящего состязания у Макса остаётся только одна роковая, седьмая пуля.

Картина третья
Площадь, на которой должно состояться состязание в стрельбе. Князь Оттокар, владелец лесничества, приказывает Максу выстрелить в белого голубя на лету. В то время как Макс уже начинает прицеливаться, на горе показывается Агата, сопровождаемая старцем-пустынником, и в испуге кричит Максу, чтобы он не стрелял. От этого окрика у Макса дрогнула рука. Он застрелил не голубя, а спрятавшегося за деревом Каспара. Раздаётся злобный хохот Самиэля. Агата падает без чувств; но потом постепенно приходит в себя. Князь Оттокар приходит в ярость от неудачного выстрела и грозит изгнать негодного стрелка из своей страны. За Макса вступается благочестивый старец. Он сообщает князю о коварных проделках Каспара и просит дать Максу на исправление год, а обычай состязания уничтожить навсегда. Князь уступает к великой радости Агаты и Макса, счастливому союзу которых теперь ничто уже не может помешать.