Игрок

The Gambler

Размышление на тему человеческих слабостей и развращающей силы денег

Постановка

Генерал – Владимир Огновенко
Полина – Кристине Ополайс
Алексей – Миша Дидык
Бабуленька – Стефания Точиска
Маркиз – Стефан Рюгамер
Режиссер – Дмитрий Черняков
Дирижер – Даниэль Баренбойм
Художник по костюмам – Елена Зайцева
Художник по свету – Глеб Фильштинский

Описание

Вините российскую революцию: Сергей Прокофьев (1891-1953) написал свою раннюю оперу «Игрок» всего за несколько месяцев, между октябрём 1915 и мартом 1916. Проблемы начались во время репетиций, в январе 1917, и премьеру в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде) пришлось отменить из-за случившейся в феврале первой революции. Поэтому первая редакция оперы осталась неизвестной, поскольку через 11 лет композитор переработал партитуру, сократив её и выбросив то, что считал «водой». В этом варианте «Игрок» и получил премьеру – в 1929 году в Брюсселе.

 «Игрок» по мотивам одноимённого романа Достоевского – мрачное размышление на тему человеческих слабостей и развращающей силы денег. В этой опере играют все: главный герой Алексей, Генерал и даже богатая Бабуленька играют на деньги; Бланш, маркиз и влюблённая в Алексея Полина играют с чувствами других людей. Результатом становятся унижение, крах надежд и самообман. Но в исполнении Берлинской государственной капеллы под управлением Даниэля Баренбойма и таких великолепных солистов, как Владимир Огновенко, Кристине Ополайс, Миша Дидык, Стефания Точиска и их коллег, в этой опере и её постановке нет совершенно ничего удручающего. Спектакль Дмитрия Чернякова «проходит развлекательно, однако заставляет слушателя задуматься: признак талантливого произведения, как и сама опера Прокофьева» (Frankfurter Allgemeine Zeitung). Одна из блестящих находок постановки – движущаяся сцена, которая позволяет зрителю заглянуть в разные комнаты, в то время как персонажи думают, что их никто не видит.

Динамичная, беспокойная музыка «Игрока» свидетельствует о новаторском характере этой оперы: в ней отсутствуют привычные арии и ансамбли. «Прокофьевский ренессанс» позволил извлечь из небытия одно из самых смелых, почти футуристических произведений композитора – оперу, которую с полным правом можно считать «открытием» (Süddeutsche Zeitung).